Министерство финансов Пензенской области
Размер шрифта:
А
А
А
Обычная версия
03.06.2020


Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования в Российской Федерации» принял активное участие во втором этапе Московского международного салона образования (ММСО-2020), который прошел 28 – 30 мая 2020 года. В рамках деловой программы салона состоялось две сессии Проекта, на которых эксперты обсудили новые форматы обучения детей и молодежи. На виртуальном стенде Проекта также была организована обширная программа онлайн-мероприятий: прошли презентации новых образовательных технологий по тематике финансовой грамотности, была организована работа педагогических мастерских и финансового лектория, а также круглые столы, участники которых обсудили актуальные вопросы преподавания финансовой грамотности.

На сессии «Пандемия, самоизоляция и новые возможности для повышения финансовой грамотности: трансформация образовательных активностей, учебных курсов и программ обучения для молодежи и взрослого населения» эксперты обсудили возможности быстрой цифровизации различных образовательных форматов. Анна Зеленцова, советник директора Проекта Минфина России и модератор сессии, обозначила главные направления работы Проекта в период пандемии COVID-19: «Сейчас главный акцент в нашей деятельности сосредоточен на взрослом населении: на разъяснении мер поддержки государства и на таких критических моментах как кредитные каникулы, рост безработицы, увеличение долга населения, падение доходов, и, конечно, рост числа случаев финансового мошенничества. В тоже время мы не снижаем активности в работе с другой ключевой целевой группой – детьми и молодежью, – так как в рамках проекта накоплен большой арсенал различных цифровых продуктов. И мы их сейчас используем в максимальном объеме».

Эксперт по образовательным программам Проекта Минфина России Екатерина Лавренова в своем выступлении обратила внимание на высокую эффективность мультимедийных продуктов, разработанных в рамках Проекта. Для дистанционного обучения могут использоваться: мобильные приложения (например, «Финзнайка» и «Финсовет»), обучающие художественные мини-фильмы, иллюстрирующие практические жизненные ситуации, описанные в учебно-методических комплектах по финансовой грамотности, онлайн-олимпиады по финансовой грамотности, мультимедийные презентации. «Разработанные в рамках Проекта мультимедийные продукты помогают учителю вовлечь детей, сконцентрировать их внимание на теме онлайн-уроков. Они стимулируют интерес школьников к разбору жизненных ситуаций, связанных с личными с финансами, делают предмет наглядным и интересным», – подчеркнула эксперт.

По словам Екатерины Лавреновой, наработанный в рамках Проекта массив цифровых образовательных продуктов позволил адаптировать преподавание финансовой грамотности к новой ситуации быстрее и эффективнее, чем многие другие приметы из стандартной школьной программы.

IMG_1389.PNG

Директор первого Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности среди школьников Денис Лозинг рассказал об организации соревнований в условиях пандемии коронавируса. Чемпионат дважды стал пилотным. Он стартовал в офлайне, но в марте 2020 возникла необходимость перевести мероприятие в онлайн-формат. Для этого пришлось разработать специальные инструкции, регламенты, изменить некоторые правила и активизировать работу в социальных сетях.

В онлайн-формате прошло шесть муниципальных и 14 региональных этапов чемпионата, в которых приняли участие почти 1,5 тысячи школьников, причем многие из них отметили, что такой вариант проведения соревнований был очень интересным.

«Мы задумались над тем, чтобы продолжить эту работу. Есть планы создать интернет-лигу, которую запустим в сентябре», - отметил Денис Лозинг.

Заместитель декана экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Трухачев продолжил тему организации мероприятий по финансовому просвещению. Он рассказал, как университет организовал олимпиаду по финансовой грамотности.

«Мы поняли, что основная проблема – необходимость обеспечения честности состязаний. Существует проблема так называемого читерства, подсказок в режиме онлайн. Поэтому очень большое внимание уделили идентификации участников олимпиады: знакомились предварительно в зуме, проводили индивидуальную идентификацию, просили написать что-то от руки», – отметил Сергей Трухачев.

Директор Национального центра финансовой грамотности Евгения Блискавка отметила, что интерес к теме финансовой грамотности в период самоизоляции заметно вырос. На сайте НЦФГ был создан специальный раздел, где были размещены специально разработанные материалы о решении актуальных во время кризиса вопросов. На их основе была организована серия вебинаров.

Интерес к теме финансовой грамотности показывали коллективы библиотек: для них были организованы специальные семинары.

IMG_1427.PNG

В ходе второй сессии Проекта Минфина России по финансовой грамотности – «Финансовое воспитание в ДОО: комплексные решения и эффективные практики» – эксперты обсудили обучение финансовой грамотности дошкольников: с какого возраста нужно начинать учить детей элементарной финансовой грамотности и как объяснять ребенку, что деньги – это ограниченный ресурс?

Эксперты обсудили использование мультфильмов в образовательной работе с малышами, например, «Азбуки финансовой грамотности со Смешариками». Участники сессии отметили, что мультфильмы объединяют детей и родителей, вызывают совместный интерес к изучению темы личных финансов.

Тему обучения финансовой грамотности дошкольников продолжила заведующая детского сада «Сказка» города Белокурихи Алтайского края Ирина Филатова, которая рассказала о реализуемом проекте по формированию основ финансовой грамотности «Шаг навстречу. Финансовая грамотность в семье и ДОУ». Программа затрагивает не только воспитанников детского сада, но и их родителей. В рамках проекта проходят различные игровые мероприятия, дети вместе с родителями посещали с экскурсиями различные финансовые учреждения.

Руководитель программы «Детский город КидСпейс» в Казани, консультант Проекта Минфина России Елена Тихонова рассказала об опыте организации обучения финансовой грамотности в частном учреждении.

Программа обучения построены в виде игры, в которой нужно помочь щенку Франку в путешествии. Детям необходимо выполнять разные задания, нацеленные на развитие разных компетенций, связанных с грамотным распоряжением финансами.

Всего во время двух этапов Московского международного салона образования в апреле и мае 2020 года на виртуальном стенде Проекта состоялось более 55 мероприятий, в том числе три сессии Минфина России. В их числе мастер-классы «Как создаются Смешарики на примере «Азбуки финансовой грамотности», «Всероссийский чемпионат по финансовой грамотности. Интерактивные методы обучения финансовой грамотности в очном и дистанционном форматах». На виртуальной выставке «Интерактивная карта индустрии образования» было представлено 110 продуктов и 30 видео по финансовой грамотности, разработанных в рамках Проекта.

Справка: Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» реализуется с 2011 года. Главная цель — повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у населения разумного финансового поведения, ответственного отношения к личным финансам, навыков управления личным и семейным бюджетом. Целевая аудитория проекта: взрослое население со средним и низким уровнем дохода — активные и потенциальные потребители финансовых услуг; учащиеся школьного возраста и студенты (в будущем — экономически активное население).



Возврат к списку


Общероссийский ресурс по финансовой грамотности